Тата (ТАинка) (tainka) wrote,
Тата (ТАинка)
tainka

Кавказ-07-4. Первый ходовой день - вверх по ущелью Адырсу.

Кошкин решил оправдать почетное звание ай-яй-яйского репортера. Покажу, конечно... :)
Но все равно буду по порядку...

Вышли из лагеря и бодренько почапали вверх. Погода отличная - тепло, солнечно. Тропа практически везде. Подъемы крутыми не назовешь. Идем не быстро - отсутствие акклиматизации сказывается. Кошич страдает от жары. Панамка у него из темной плотной джинсовой ткани в несколько слоев - совершенно неправильная, учитывая, что в отличие от меня он тяжело переносит не холод, а именно жару. А припекает конкретно. Непременно надо подарить ему что-то более подходящее! Но пока он спасается тем, что набирает из ручейков в нее воды, как в котелок, а потом этот котелок одевает на голову...
Впрочем, на привальчики останавливаемся часто. Даже слишком часто, я бы сказала. На первый встали, можно сказать, не успев выйти из лагегя. Валерий Саныч назвал его "туалетно-раздевальным". Многие, действительно, разделись. Мне жутковато смотреть на голые руки и ноги - я знаю, какое здесь активное солнце, хотя до снега еще далеко. Но народ мажется кремами и оголяется. А я тихо радуюсь, что мне "пар костей не ломит", наоборот, в моих термо- майке с длинным рукавом и штанишках уютно и комфортно. Термо - это только название. На самом деле оно очень легкое, и самое ценное качество - влагоотводящее.
Мурыч долго не верил в волшебные качества этих материалов, а зря! Вот надел в этом году правильные маечку и носочки - и горя не знал! Всю дорогу поражался, как это оно умудряется оставаться сухим, а главное, ноги не натерты. В прошлом году не получилось его убедить - так стёр, бедный, стопы до кошмариков, хотя ходили совсем мало...
Всем, короче, рекомендую! :)

Пытаюсь фотографировать и снимать кино. Знаю, конечно, что самая красота начнется выше, но не могу себя "обуздать". Тем паче, что этим пытается заниматься Мурыч, соответственно, собственные тормоза у меня слетают начисто :)

все фотографии здесь и дальше кликабельные
Над перевалом Гумачи в синем небе висит яркий белый месяц. Мне и раньше случалось видеть одновременно Солнце и Луну, но здесь это особенно впечатляет. Потому что уже близко к полудню, так вот же...

Ну, отстаем, конечно, помаленьку. Игорек молодец! Даром, что первый раз в горах, а с Аленки рюкзачок-то по мере возможности снимает. Ну и Тихон... я ж рассказывала уже про Тихона? :)

Неожиданно у ручейка, бегущего вниз в ущелье со склона слева, останавливаемся на обед. Неожиданно, потому что я непривычна к обедам в походных условиях. Но здесь все по-настоящему: борщ, да еще с лапшой, колбаса, чай, мармелад. А дежурим сегодня с обеда и по завтрашний завтрак включительно - мы с Кошкиным :)
Так как мы заняты приготовлением пищи, я фотографирую совсем немного. Посему здесь покажу фотографии, сделанные Валерой. А кому не лень, можете на них обеих найти главных "действующих лиц" старых знакомых, часто мелькающих в этом журнале :)

И снова в путь. Теперь мы поднялись и движемся по большой морене...

Я иду, совершенно ошарашенная тем, что вижу. Потому что два с небольшим года назад мы шли почти здесь же, только в обратном направлении. Почти, потому что шли не по морене, как сейчас, а по снегу, который проваливался, часто на всю длину ноги. От морены над снегом торчала только верхушка, и хотя, если бы вылезти на нее, идти стало бы гораздо проще, но мы старались к ней не приближаться ближе чем на несколько метров: более рыхлый у "краев" снег при проваливании рядом с камнями коварно ловил ноги в ловушки. Мне несколько раз приходилось буквально выкапывать собственные ноги при помощи ледоруба, а когда нога при этом попадала между камнями, становилось совсем неуютно. К тому же вблизи камней под слоем снега было много просто воды - солнце нагревало камни, а камни в свою очередь отдавали жар снегу, он таял, и каждое проваливание сопровождалось наливанием ботинка через край ледяной водой.
Так было в начале июня позапрошлого года. И моренка тогда выступала над снежным полем на 1-2 метра, не выше. Сейчас же в каждую сторону с нее шел каменистый склон, более крутой к левому (если смотреть по ходу движения) ближнему склону, более пологий к противоположному, со стороны которого шумела вдали река Адырсу, собирающая все ручьи текущие с окрестных снежно-ледовых гор.
И глубина "ям" слева и справа морены впечатляюща: метров 80 влево, и того больше вправо. А тогда, повторюсь, это было сплошное белое поле, над котором моренка вылезала кое-где не выше, чем на 1-2 метра... Я не узнавала знакомые места, дивилась им. Даже и сами верхушки гор сильно отличались. Тогда это был почти сплошь снег. Сейчас в основном лед, темный и тяжелый, а на более крутых участках - совсем избавившиеся от белого покрывала скалы...
Удивленная до крайности этим неузнаванием, здесь почти не фотографирую даже на радость Кошкину.
Проходим по морене почти до конца и чуть ниже того места, где она берет свое начало, спускаемся, наконец, к ночевкам между нею и ближним левым склоном.

Тут уже Марина удивляется: они тоже были здесь 2 года назад, только не в июне, как мы с Братом, а в августе. Снега не было. Но по дну тек неслабый ручей. А сейчас он высох совершенно, оставив нам роскошные совершенно ровные площадки для палаток. Внизу очень тихо. Морена отгораживает от противоположного склона и от собственно реки. Вид здесь, конечно, не такой роскошный, как с ее верхушки, зато ветра нет вообще. Уютно...

Выбираем места и ставимся. Фёдор лезет на склон фотографировать диких коз. Я тоже хватаюсь за фотик...

Но это, конечно, не самые лучшие козо-фото из этого похода: козы и далеко, и против солнышка снимать приходится, посему опустим.
Ещё с удовольствием фотографирую Аленыша с Игорем. Эти двойные портреты мне самой очень нра...

а Кошкин фотографирует меня... :)
здесь - тоже с Игорем:
(ага, он такой!.. :))

Перед ужином решено провести скальную тренировку, чтобы новички и не самые опытные могли поучиться/вспомнить, как крепить жумар и схватывающий узел, как идти с их помощью, как дюльферяться.
Дюльферяться меня когда-то учили сперва Дима с Сашей, а в недалёком прошлом мы с Аленкой проходили новый "курс" под руководством моего Брата Гриши (как это было, можно поглядеть, например, здесь, здесь и здесь). Но с жумаром и схватывающим узлом я никогда не ходила, да и дюльфер неплохо освежить в памяти. Поэтому я решила разочек попробовать-вспомнить, чтоб первой, а потом уже вернуться к Кошичу, чтобы заняться приготовлением ужина. Тренировка оказалась настолько "детской", что и вспоминать неприлично. Собственно, на том участке, где пробовала я, веревка по большому счету, вообще, не нужна. Ну, разве что, кроме крохотного кусочка отвесной стенки метров пяти высотой, где без нее было бы стремно.
Тем не менее, Мурыч, оставшийся в лагере, коварно это безобразие снимал на камеру (первый и последний раз за поход взял ее в руки!). И вот... Выложил тут у себя в журнале. Можете полюбоваться. Но предупреждаю, это не "скальная тренировка", а одно название. Зато послушать приятно. Вот так бы закрыла глаза и слушала... Так, чтоб не глядеть. Тем паче, что качество все равно отвратительное: снято без штатива при большом приближении, а потом еще пожато... :)

В общем, я оттуда быстренько вернулась и занялась главными обязанностями дежурной. Сделали макароны по-флотски. С "пимиканом" - так здесь окрестили мой самодельный заменитель мясного сублимата.
Еще я портреты снимала. Но выложу потом отдельно. Ибо и так уже фотографий здесь перебор, хоть и превьюшечных...

А потом стремительный закат солнышка за горы. Снимала его мыльницей - она висела на шее, а зеркалка была убрана. Я только и успела - вскарабкаться на морену и щелкнуть три раза затвором...